Мотивация подростка: рабочие и нерабочие приёмы

≈10-12 минут
#
Родители — крайне мотивированные люди. Мы всегда готовы приложить любые усилия, чтобы ребёнок встал с дивана и пошёл заниматься чем-то (с нашей точки зрения) полезным. Только вот мотивация — это не часы и не сумка, их нельзя просто передать. Мотивация у каждого своя. В статье вы познакомитесь с советами о мотивации от подросткового психолога Никиты Карпова.
Поделиться
Ссылка скопирована

Кое-что мы всё-таки можем сделать для наших детей, чтобы они поднялись с дивана. Это совсем не то, что делает 95 % родителей — но практически каждому родителю это по силам.

Шаг 1. Договоримся о том, что такое мотивация

Когда мама и папа хотят, чтобы ребёнок выполнил домашнее задание, подготовился к ЕГЭ, устроился на работу, купил квартиру и т. д. — это не про мотивацию, а скорее про выполнение внешних родительских требований. Если мы требуем от подростка конкретных действий, то в лучшем случае получим выполнение этих действий — но мотивации как таковой мы при этом не получим. Вообще довольно сложно сочетать в одной и той же деятельности следование своим внутренним импульсам и подчинение чужой воле.

Здесь под мотивацией мы понимаем внутреннее стремление человека чем-то заниматься. Поэтому внешние инструменты (чем бы таким завлечь, подкупить, уговорить, как заставить) конкретно на мотивацию работают плохо.

Поэтому, если вам нужно именно мотивировать подростка, сразу откажитесь от идеи, что ребёнок будет:

  • послушно выполнять все ваши команды и требования,
  • делать так, как принято, как считается правильным и одобряемым.

Шаг 2. Нерабочие приёмы

Чтобы не тратить время и силы, давайте сразу перечислим все те приёмы, которые на мотивацию не влияют или даже, наоборот, гасят её на корню.

Занудство

День за днём, из раза в раз повторять одно и то же: «Ну почему бы тебе не пойти погулять? Ну пойди уже сходи на каток. Смотри, какая прекрасная погода. Ты очень мало гуляешь. Ну сходи куда-нибудь...».

Даже если подросток собирался уже встать с дивана и пойти гулять, он вряд ли сможет это сделать после такой массированной атаки. Когда варенье надо есть, варенье может надоесть.

Давление на жалость

«Ну пожалуйста, начни хотя бы сегодня готовиться к ЕГЭ, ну ради меня, у меня уже сердце болит, пожалей меня, свою старую несчастную мать..».

Так тоже не сработает. Человек, к которому приходят с эмоциональным давлением, чувствует себя в ловушке. Он вынужден либо сопротивляться изо всех сил, чтобы не стать безвольным исполнителем чьих-то желаний, либо повиноваться — и тогда уже точно не получать от деятельности никакого удовольствия.

Мрачные пророчества

«Я точно знаю: если ты сейчас как следует не подготовишься, потом сам будешь переживать, как двойку исправить.», «Не будешь упорно тренироваться — не добьёшься успеха, над тобой будут смеяться...».

Мы не можем знать, как будет на самом деле. Подросткам это тоже известно, поэтому им будет сложно нам поверить.

Унижение и обесценивание

«Ты что, так и просидишь у меня на шее до самой моей смерти?», «Ну теперь я вижу, что тебе место только в стройбригаде, больше тебя никуда не возьмут с таким образованием», «Так и не нашла себе жениха, а часики-то тикают...».

Такие «обещания» от любимого человека фрустрируют нас, огорчают, злят, но никак не мотивируют.

Подкуп

«Сколько тебе платить, чтобы ты ходил на тренировки?», «Если соберёшься и поступишь в свой МИФИ — будет тебе машина, обещаем».

С одной стороны, мы рационализируем цель (теперь понятно, зачем ходить на тренировки или к репетитору). С другой — уводим человека от подлинной цели его деятельности.

Эмоциональное насилие

Сюда запишем всё, что практикует вконец отчаявшийся родитель в моменты наибольшей слабости: крик, слёзы, оскорбления, насмешки, сарказм.

Всё это портит отношения с близкими (минус одна опора для подростка) и заставляет его испытывать стыд и чувство вины, что он не так хорош (минус ещё одна опора для подростка). Ну а стол без двух ножек не может быть устойчив.

Предлагаю сразу отказаться от этих приёмов и сфокусироваться на том, что действительно может вдохновить человека, не парализуя его волю.

#

Шаг 3. Находим причину

В 99 % случаев подростки ничего не хотят по одной из следующих причин:
  • их просто замучили требованиями,
  • у них до сих пор не сформировалась собственная зона личных интересов, и они прямо сейчас, лёжа на диване, восполняют этот пробел, неосознанно пытаются услышать внутренние импульсы и чего-то захотеть.
  • они просто сопротивляются родительскому давлению (и обычно вскакивают с дивана сразу, как только вы перестаете уговаривать, угрожать, контролировать и т. д.)
  • им что-то мешает. Например, тревога: у подростков уровень тревожности значительно выше, чем у большинства взрослых. Тревога может, как чёрная дыра, пожирать весь наш ресурс.

Шаг 4. Проверяем запас ресурса

Чтобы чего-то хотеть, нужны силы. Вполне законно ничего не хотеть или слабо хотеть, например, после продолжительной болезни. Или в ситуации хронического стресса (скажем, долгий и мучительный развод родителей может отнять у подростка все силы, а он и не поймёт, на что они ушли). Или если подросток систематически не высыпается, изнуряет себя учёбой, питается нерегулярно и несбалансированно.

Первое, что может сделать родитель для мотивации ребёнка, это создать для него адекватные условия и по возможности пополнять запас ресурса.

Например:

  • Давать подростку выспаться хотя бы в выходной (неважно, согласны ли вы с тем, как он расходовал время в предыдущий вечер).
  • Следить за его эмоциональным состоянием (если нас что-то беспокоит, мы заняты тем, что беспокоит, а не тем, что вдохновляет).
  • Подкармливать. Одно яблоко иногда делает больше, чем сто упрёков в пассивности.
  • Не усиливать эффект, если подросток прямо сейчас тратит энергию на осмысление какого-то события (например, он перешёл в новую школу и чувствует себя новичком. А тут ещё и мама требует, чтобы он срочно записался на шесть кружков и соревнование по лыжам выиграл, он же может!).

Шаг 5. Мотивируем экологичными методами

Подлинная мотивация исходит в основном из двух основ: интереса к процессу и жажды результата. Могут быть и другие мотивирующие компоненты — привычный паттерн поведения, рациональное осознание необходимости и выгоды того или иного действия и т. д. — но это не в чистом виде мотивация. То, что мы делаем исключительно по привычке или из трезвого холодного расчёта, не вызывает у нас такого увлечения и азарта, как то, что нам интересно делать и что обещает нам действительно желанный результат.

Как мотивировать в направлении процесса

  1. Выберите адекватную, интересную, увлекательную форму. Если ребёнку надо учить физику, найдите подходящие видеоролики, которые приятно и интересно смотреть, устройте соревнование с папой, кто больше задач решит за час, или оборудуйте небольшую лабораторию, где можно на деле постичь законы оптики или акустики.
  2. Создайте комфортную обстановку. Закажите пиццу, заварите чай с печеньем, оборудуйте удобное и модное рабочее место. Можно включать музыку, если она не отвлекает. Можно делать кофе-брейк, только не на ночь глядя. Одним словом, дайте подростку возможность почувствовать себя не чернорабочим, а хозяином собственной деятельности.
  3. Используйте эффект ретрита. Ретрит — это временный уход от привычной реальности для осмысления каких-то важных вопросов. Именно этот приём породил такие модные ныне интенсивы и выездные семинары: ты не в привычной обстановке, а где-то за городом, в санатории, в лесу, на реке, в соседней квартире — и тебя ничего не отвлекает от учёбы. От этого вся информация проживается острее и запоминается намного ярче. Если вы не можете на неделю вывезти подростка за город в компании учебников по физике, можно для начала просто попробовать ходить учиться в библиотеку рядом с домом или отправляться в гости к другу, чтобы вместе с ним готовиться к контрольной по физике.
  4. Вместе с ребёнком назначайте вознаграждения за прохождение тех или иных этапов. От шантажа и подкупа этот приём отличается тем, что подросток за прохождение этапа обещает себе что-то сам, и далеко не всегда материальное. Например: сейчас полчаса учу, потом десять минут смотрю серию любимого сериала. Час качаю мышцы и бегаю, потом полчаса лежу в тёплой ванне. Два часа собираю информацию о вузах, потом минут на сорок точно переключусь, чтобы поиграть в любимый шутер.

    Помогайте подростку закладывать себе такие приятные бонусы, которые помогут не сойти с дистанции и получить ожидаемый приз за выносливость.
  5. Не делайте унылым то, к чему хотите мотивировать. Наша коммуникация с подростком ощутимо влияет на восприятие процесса деятельности. Если разговор о будущей профессии сводится к нудным упрёкам, то и сама задача будет восприниматься как сплошная скука и наказание.
#

Как мотивировать в направлении результата?

Здесь сложнее, потому что до 16–18 лет в нашем мозге структуры, которые связывают текущую деятельность с будущими результатами, как правило, ещё только находятся в процессе формирования.

Подросток понимает, что неплохо бы получить профессию, немного привести себя в форму, съездить на стажировку — но принять этого он не может: не хватает личного опыта и уверенности в этой связи твоих усилий с той точкой, в которую ты хочешь переместиться.

Можно было бы поверить родителям, как взрослым, которые априори на твоей стороне, — но это противоречит ключевой задаче возраста (сепарация и переоценка возможностей родителей). Тогда что можно сделать:

  1. Разговаривайте о том, что интересно ребёнку и к чему он стремится. Только пусть это будет настоящий диалог, а не отчёт о проделанной работе (Уроки сделал? Ты решил, куда будешь поступать? — элементы не диалога, а допроса).

  2. Изучите примеры для подражания. Познакомьтесь с идеалами вашего ребёнка, постарайтесь отнестись к ним непредвзято, подумайте, как опыт этих идеалов может помочь не бросить важное и интересное дело на полдороге.

  3. Визуализируйте! Если у ребёнка есть понимание, зачем он сейчас ходит на спортивные тренировки или изучает китайский, помогите ему написать себе «шпаргалку»: нарисуйте дорожную карту, сделайте вдохновляющий коллаж на листе ватмана, запишите в блокнот монолог ребёнка о том, каким он видит себя через 10 лет — и обращайтесь к полученному артефакту всякий раз, когда интерес к процессу ослабевает.

    Главное здесь — не свести все к морализаторству: «Вот видишь, ты хотел этого, а теперь сдаёшься...». Лучше задать вопрос: смотри, у тебя была такая цель. Она ещё актуальна? Тебя всё ещё вдохновляет мысль о таком-то достижении? Тогда работаем дальше в заданном направлении. Если нет — давай подумаем, куда теперь направлен твой вектор.

  4. Заложите себе побольше позитивных мотиваторов. Суть в том, чтобы ребёнок видел свои успехи на пути к цели. Пусть в каждом ящике его стола лежат заработанные медали или удачные примеры его работ, пусть, открыв учебник, он находил письменное признание репетитора в том, что у него все отлично получается... Придумать и заложить такие мотиваторы — задача творческая и непростая, но очень помогает в сложные моменты.

  5. Привлекайте значимых других. Иногда, чтобы подросток услышал, надо чтобы сказал не родитель, а кто-то ещё: тренер, знакомый, единомышленник, который не возлагает на тебя надежду всей жизни и не стоит над тобой каждый день в позе надзирателя. Этот расслабленный, спокойный взрослый может подойти и сказать: «Слушай, ну если ты мечтаешь стать вторым Биллом Гейтсом, ты хотя бы технологиям поучись, вот тебе ссылка на курс Python и обзор лучших релизов по робототехнике!» И это сработает на жажду результата гораздо лучше, чем тысячи наших предложений.

Вместо заключения

Мотивация чем-то похожа на естественный газон. Чтобы не перекапывать землю, не закупать «коврики» с искусственной ярко-зелёной травой, чтобы не расстилать их везде и не переживать, что не приживётся — лучше просто не вытаптывать ту траву, которая изначально росла сама.

Просто не мешайте ребёнку разворачивать свою карту желаний: она есть в каждом человеке и обязательно откроется сама, если будут силы, поддержка близких и хотя бы немного свободного времени.

Зачем «птенцу» нужна мотивация? Чтобы «долететь» до своей цели!

Пришла пора научиться (и затем научить своего подростка) искусству ставить цель... и находить способы её достичь, используя свой внутренний потенциал!


Читать статью
Поделиться
Ссылка скопирована
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с сайтом информационной и психологической поддержки родителей Family Tree.

Это тоже будет полезно

Закрыть
Оцените качество статьи
Поделитесь, что вам больше всего понравилось из перечисленного, а что нужно улучшить?