Как помочь подростку достигать целей

≈10-12 минут
#
Итак, мы создали все условия, чтобы подросток мог и умел ставить перед собой различные жизненные цели. Но благополучие тесно связано не только с постановкой, но и с достижением личных целей. Перед вами — стартовый набор инструментов, которые помогут вашему подростку самостоятельно достичь поставленной цели.
Поделиться
Ссылка скопирована

Признайте авторство ребёнка в достижении цели

Если вам ещё не удалось это сделать, сейчас самое время отделить себя и свои цели от целей ребёнка.

Стоп-слова, которые сигналят о неполном авторстве ребёнка в достижении его цели:

  • «В этом году поступаем» (вместо «Серёжа поступает» или «Аня поступает»).
  • «Опять забыл, во сколько тренировка? Что бы ты без меня делал!»
  • «Ну а как там поживает твоя курсовая по информатике?» (особенно если этот вопрос задаётся каждый вечер).
  • «Ты обещал, что будешь серьёзнее относиться к своей карьере» (если речь идёт о собственной цели подростка, он не мог вам ничего обещать — скорее, делился планами).
  • «Хочу проверить, как ты справляешься» (родные ведь не проверяют, как вы справляетесь со своей работой).
Важно помнить, кому принадлежит штурвал. Наблюдайте за ситуацией и если вы заметите, что подросток движется к вашей, а не собственной цели, время остановиться и вернуть ему самостоятельность.

Снабдите эффективными инструментами на каждом этапе

Перед стартом

Декомпозиция

Прежде чем начинать любой путь, предложите разложить его на составные части, этапы, компоненты (на языке управления — слона лучше есть по частям).

Например, для открытия собственного приюта для животных нужны стартовый капитал, помещение, понимание принципов работы, опыт в ветеринарии и дрессировке, анализ опыта разных стран и т. д. Какие-то компоненты подростку ещё недоступны, а какие-то уже можно «собирать».

Визуализация

На старте любого проекта важно визуализировать предстоящий путь и укрепить себя перед ним.

Предложите подростку вместе создать его карту движения к цели на ватмане или пробковой доске. Её можно повесить в комнате. Все награды, успехи, вдохновляющие картинки на карте будут мотивировать развиваться дальше.

#

Маршрутный лист

Инструмент, позволяющий выстроить последовательность действий на пути к единой цели.

Познакомьте подростка с таким методом: на большом листе бумаги или в программе на компьютере изображается путь к цели в виде цепочки последовательных задач. Например, чтобы быть принятым в сборную по плаванию, нужно достойно выступить на соревновании — чтобы поехать на соревнование, нужно пройти отборочный тур — подготовку к отборочному туру нужно начать за два месяца — ещё за месяц нужно начать повышать нагрузку на тренировках, и т. д.

Чек-лист

Помогите подростку выделить первоочередные задачи и проконтролировать их выполнение.

Помогите сформулировать задачи на пути к цели и назначить каждой из них конкретный срок (2 недели, месяц, полгода). Получившийся список можно разместить в комнате и со временем отмечать задачи, которые удалось закрыть.

Ценность цели

Страховка от ситуации, когда цель утратила ценность, а мы продолжаем брести к ней, разочарованные и демотивированные.

Предложите подростку написать на листе бумаги ответ на вопрос, чем ему важна его цель, почему он хочет достичь её — и положить на дно ящика стола. В ситуации, когда вдруг идти к цели становится сложно, достаём бумагу, перечитываем её и проверяем, не утратила ли она ценность.

Важно помнить: цели могут терять свою актуальность, отказываться от них совершенно нормально. Не стоит настаивать на слепом следовании плану, если он потерял ценность.


Во время пути

Фокус внимания

Задач всегда больше, чем мы можем выполнить, поэтому важно приоретизировать.

Создайте таблицу из двух строк и двух столбцов. По оси Х — срочные и несрочные задачи, работающие на твою цель. По оси Y — важные и неважные. Помогите подростку распределить все актуальные задачи по этим четырём полям. Срочные и важные делаем в первую очередь, важные и несрочные — во вторую, срочные и неважные — только если будет время. Неважные и несрочные можно смело игнорировать, пока они не станут важными или срочными.

Google-календарь

Простой и доступный способ выделить время для поступательного решения долгосрочных задач (например, подготовки к ЕГЭ или постановки школьного спектакля).

Если подростку сложно переключатся с одного дела на другое, стоит продумать «отбивки»: например, системы оповещений в мобильном. Полезно, когда ребёнок знает, что через месяц у него контрольная, и за 3 дня до неё получает заранее заготовленное мотивирующее письмо.

#

Принцип Pomodoro

Удобный метод решения коротких задач, при котором одной задаче уделяется не более 25 минут, затем идёт пятиминутный перерыв, после которого рекомендуется приступить к другой задаче.

Чек-ап эмоционального состояния

Важно защитить себя от выгорания, для этого нужно регулярно проверять свое эмоциональное состояние.

Примерно 1 раз в месяц (или в моменты, когда становится заметно тяжело) задавайте подростку несколько простых вопросов:

  • На сколько баллов из 10 ты оцениваешь своё состояние прямо сейчас?
  • На сколько баллов из 10 уверен в том, что твоя цель достижима?
  • Что больше всего сейчас мешает достижению цели?
  • Что можно сделать прямо сейчас, чтобы вернуть силы и энергию?

Work-life balance

Отвлекающие нас соблазны — это не баги, а важная часть жизни. Полностью отказаться от них — вредно, поэтому лучше легализовать и включить в личный график дела, не связанные с достижением цели, но дающие заряд положительных эмоций.

Например: 1 раз в месяц на выходных предложите подростку вообще не готовиться к экзаменам, а поехать в гости к друзьям. Каждый день нужно отводить 1–2 часа на приятные дела: посмотреть сериал, поговорить с родными, заняться своим хобби.

Самопоощрение

Очень полезная привычка для подростка — поощрять себя за успешно пройденные шаги. Придумайте, чем можно «отпраздновать» удачно написанную контрольную или хороший результат на спортивном соревновании.


В финале

Разбор полётов

Хорошая практика — после любого события, связанного с достижением цели (зачёт перед ЕГЭ, публичное выступление, поездка) устраивать конструктивные разборы: изучить полученный опыт, обсудить то, что получилось хорошо и отметить то, что хотелось бы в следующий раз сделать иначе.

На всех этапах пути давайте мотивирующую обратную связь. Чтобы лучше разобраться в том, что это такое, — изучите нашу памятку «Как давать мотивирующую обратную связь: 12 примеров и антипримеров».
Респект вам, дорогой инструктор!

Теперь с вашей помощью подросток:

  • сможет понять, на что он способен;
  • найдёт в себе силы самостоятельно принимать решения;
  • будет точно знать, чего он хочет, и поддерживать в себе интерес к намеченной цели.

Впереди самый важный этап — воспитание в вашем «птенце» жизнестойкости. Создание надёжной подушки безопасности, которая позволит ему, упав, подняться снова.

«А если провалюсь?», — вопрос подростка, на который вы найдете ответ в следующем материале.


Читать статью
Поделиться
Ссылка скопирована
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с сайтом информационной и психологической поддержки родителей Family Tree.

Это тоже будет полезно

Закрыть
Оцените качество статьи
Поделитесь, что вам больше всего понравилось из перечисленного, а что нужно улучшить?