Учимся развивать личностный потенциал ребёнка.
А многочисленные психологические исследования гласят: большинство людей описывают своё счастье (то есть психологическое благополучие) как возможность самостоятельно делать выбор и с успехом заниматься тем, что выбрал.
Некоторые представления о счастье прямо противоречат этой формуле. Ведь самое безопасное — выбрать не то, что хочется, а то, что попроще, понадёжнее. Самое лёгкое — не решать самому, а последовать чьему-то авторитетному совету. Оказывается, что счастье — в свободном выборе и совпадении того, что тебе нравится, с тем, что у тебя получается.
Как научиться этому навыку — выбирать то, что любишь, и заниматься любимым делом? Что позволит нашим детям обрести себя?
Чётко спланированный родителями путь к успеху? Наоборот, он исключает возможность быть счастливым, ведь это не выбор самого ребёнка.
Знания, навыки? Но они могут быть достигнуты огромным трудом, а затем оказаться бесполезными и никак не применяться в жизни.
Интеллект, врождённые способности? То же самое: хозяин может никак не использовать свои блестящие дары.
В экономике это называют ресурсным проклятием: государства, обладающие огромными природными ресурсами, часто никак не развивают экономику и только извлекают ренты из того, что имеют. То же самое бывает с талантливыми учениками, которым в школе ничего не стоит схватывать на лету, запоминать информацию на слух с первого раза.
Рано или поздно и ресурсные государства, и блестящие ученики сталкиваются с ситуацией, которая требует чего-то большего, чем просто наличие прекрасных ресурсов.
Здесь стоит познакомить вас с понятием личностного потенциала (ЛП). Его автор — российский учёный, доктор педагогических наук, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Леонтьев.
Личностный потенциал — это способность человека распорядиться своими способностями так, чтобы достичь желаемого и с успехом заниматься тем, чем хочется. Это умение влиять на свою жизнь и управлять ею, исходя из того, каковы мы сами и какими возможностями располагаем.
Чтобы всё стало совсем понятно, давайте вспомним чудесную шведскую сказку «Гвоздь из родного дома».
Трое братьев из дружной деревенской семьи отправляются на заработки. Первый берёт из дома тёплую куртку, второй — медную кастрюлю, а третий выдёргивает из стены большой ржавый гвоздь — на память о родном доме.
Дальше мы отправляемся вслед за младшим братом, который встречает на пути множество людей. Все они оказываются в затруднительной ситуации: отскочило колесо от телеги, оборвалась верёвка, на которой сушилось бельё, и т. д. Во всех ситуациях мальчик достаёт из кармана гвоздь и придумывает, как помочь: укрепить колесо, повесить на гвоздь сюртук, чтобы почистить его, привязать упавшую верёвку и т. д. Так он знакомится с представителями разных профессий, проявляет интерес к их работе и у каждого понемногу учится. В результате парень возвращается домой с десятком освоенных профессий, первыми заработанными деньгами, да ещё и с той самой кастрюлей, которую средний брат довольно быстро продал перекупщикам.
Так вот, личностный потенциал — это та самая способность мальчика увидеть в простом ржавом гвозде решение разных задач. Это умение — опираться на собственные навыки и интересы, извлекать ресурс из всего, что у тебя есть, — поистине драгоценное наследство, которое можно унести из родного дома и пронести через всю жизнь.
Людям с высоким личностным потенциалом присущи такие психологические характеристики, как активность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, жизнестойкость, целенаправленность, гибкость... Почти полный список тех самых soft skills, столь желанных для большинства современных работодателей. Но дело даже не в этом: понравиться работодателям — это не самоцель. Важнее другое.
Некоторые данные, полученные Дмитрием Леонтьевым и его коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что конкретно в сфере академических достижений ребята с высоким ЛП способны одновременно и достичь успехов в учёбе, и чувствовать себя психологически комфортно и благополучно. Люди с низким ЛП также могут достигать успеха, но платят за это высокую цену: они ощущают дискомфорт, прикладывают чрезмерные усилия и сталкиваются с другими препятствиями на пути к личному благополучию.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к конкретным случаям, когда что-то может препятствовать счастью человека.
Именно в этих ситуациях мы можем увидеть, развит ли у человека личностный потенциал. Сделать выбор ему помогает самоопределение, мотивация помогает находить инструменты достижения целей, а жизнестойкость не даёт опустить руки и «разрушиться» от столкновения с трудностями и препятствиями.
Все три «компонента» воспитываются в ходе нашей повседневной жизни: через то, как мы общаемся с ребёнком, как взаимодействуем, как принимаем или не принимаем его самостоятельные, независимые решения и действия. Здесь мы действительно выступаем в роли инструкторов, которые в силах создать условия, чтобы птенец расправил крылья и научился летать.
В дополнение мы подготовили классное мотивирующее видео, которое вы можете посмотреть вместе с ребёнком.
Теперь вы знаете, что такое личностный потенциал, и чётко понимаете: у вашего подростка есть всё, чтобы «взлететь».
Но как показать ему это? Услышит ли он вас? А если услышит — поймёт ли?
Давайте вместе выясним, всё ли у вас в порядке с контактом, как не потерять его, а укрепить. Как понять современного подростка?