Кто решает, кем быть — родители или ребёнок

≈10-12 минут
#
На шесть родительских вопросов о будущей профессии подростка отвечают педагог и писатель Дима Зицер, карьерный коуч Евгения Ганиева.
Поделиться
Ссылка скопирована
Мне 43 года, а сыну — 16. Как он может что-то решить о своей будущей судьбе и работе, если его опыта в три раза меньше моего? Я привожу аргументы, изучаю, советуюсь — а он просто из головы берёт и брякает: хочу быть актёром. Как мне заставить его слушать умных взрослых людей и опираться на что-то реальное, а не только на своё желание?

Дима

— Мне не близка позиция, когда кто-то на правах старшего выбирает судьбу за другого человека. Ведь это колоссальная ответственность — сказать «я знаю, что тебе нужно». Пройдёт 2–3 года, и ребёнок предъявит вам огромный счёт: почему ты выбрал(-а) мне именно это?

Когда ребёнок растёт в династии цирковых артистов, врачей, публицистов, он с детства видит, как его родители с упоением работают, и мечтает повторить за ними. Это его собственный выбор, но в то же самое время он продиктован родителями. Только так мы можем как-то влиять на выбор: через свой опыт.

Евгения

— Если ваша задача — научить ребёнка «слушать умных взрослых людей», тогда есть масса методов разной степени экологичности. Если хотите помочь подростку сделать выбор, то авторитетные мнения — не самый эффективный путь. Лучше ребёнку научиться выбирать с опорой на себя и ещё немного — на реалии современного рынка труда.

Помогите ребёнку с поиском информации, узнайте вместе, какие профессии сейчас актуальны. Расскажите, как вы сами выбирали профессию, что вам помогло в этом выборе. Можно что-то сделать, чтобы ребёнок лучше узнал и понял себя, свои интересы и способности. Но выбор в конечном итоге должен остаться за самим человеком, каким бы странным его решение ни казалось.

Умение делать выбор — это тоже навык, а умение слышать свои желания — важная потребность, обесценивание которой чревато потерей контакта с собой.

Сначала сын говорит, что всё для себя решил. Потом оказывается, что ничего он не решил: будет то ли фотоблогером, то ли геймдизайнером, ни где учиться, ни как готовиться, ни куда поступать... ничего не знает! Хочется всё взять в свои руки, но как лучше себя повести?

Дима

— Предлагаю вам порадоваться за сына, что он ещё не совсем закостенел в своих желаниях. Как только ребёнок перестанет менять своё мнение, он тут же одеревенеет и превратится в несгораемый шкаф. Ещё повод для радости — что ребёнок с вами делится своими идеями.

Если хочется всё-таки добиться какого-то условного решения — попробуйте понять, что ребёнок имеет в виду под словами «фотоблогер», «геймдизайнер». Что его привлекает в этих занятиях? Какие есть элементы у этих профессий? Какие есть смежные профессии, какие ещё роды занятий с похожими элементами? Конкретизируйте, разговаривайте, это ведь так интересно — узнавать своего родного и любимого человека.

Евгения

— Видимо, у вас навык планирования развит лучше, чем у ребёнка. Когда мы располагаем какими-то инструментами планирования, сразу хочется продумать пошаговый план, пойти искать информацию, написать список дел... Но тут важно именно предлагать инструмент, чтобы ребёнок пользовался им самостоятельно.

Лучшее, что мы можем сделать для ребёнка, — позволить совершить ошибку, пока цена этой ошибки сравнительно невелика.

Расспрашивайте ребёнка о его выборе, но не с целью показать, что он облажался, а чтобы увидел риски своих решений. Учитесь работать в паре, чтобы энергия и яркие идеи ребёнка встретились с вашим опытом и умением планировать.

#
Как быть, если я понимаю, что ребёнку не подходит та дорога, которую он выбирает? Я знаю, что врач должен быть очень эмоционально устойчивым человеком, а моя Лёля — хрупкая и впечатлительная девочка. Да она заявление на стол положит после первого дня в хирургии!

Дима

— Откуда вы знаете, каким должен быть врач? Есть разные люди, разные типы темперамента, и самым разным людям находится своя роль в одной и той же профессии. В мире есть разные педагоги, разные актёры, разные строители, разные врачи. Если ребёнок считает, что это его сфера, он хочет этого, к этому внутренне стремится — это его ключ. Может, ваша дочь привнесёт в профессию что-то важное, чего в ней не хватает?

Евгения

— Всё, что вам нужно, это дать подростку как можно больше информации о профессии, которая его интересует. У ребёнка есть гипотеза «я прирождённый врач», теперь надо помочь ему её протестировать.

Есть масса эффективных инструментов: практики, волонтёрские программы (по закону дети с 14 лет могут работать, с соблюдением определённых условий для оформления таких трудовых договоров).

Используйте свои связи, знакомства, устройте ребёнку интервью с представителем этой профессии, отправьте на экскурсию в медицинскую организацию (врач — доступная профессия, вы легко получите информацию из первых рук).

Подростку полезно знать все стороны профессии, которая его привлекает. Пусть ваша дочь сама увидит, что врач — это не только спасение жизней, но и всё то, что вас пугает в её выборе. Если желание работать врачом сохранится — прекрасно, это будет её выбор.

Сын часто говорит, что сейчас в моде совсем другие профессии: какие-то техноэкологи, вертикальные фермеры... А я сколько вижу — везде востребованы одни и те же: переводчики, математики, программисты, маркетологи... Никаких там инженеров воздушных замков я не вижу вокруг себя. Кто прав — я или ребёнок?

Дима

— Фактически ребёнок заявляет, что готов сам формировать профессию: я не могу выбрать из предложенного, но я понимаю, что ищу и чего хочу. Это очень сильный и достойный ход!

Неважно, что востребовано на рынке, важно, чтобы человек понимал, какие занятия могут вдохновить его. Тут нечего бояться, стоит только порадоваться и внимать ребёнку.

Евгения

— Сейчас специалисты насчитывают более 300 000 профессий. И даже они не знают, какие из них будут востребованы через несколько лет. Сегодня никто не берётся давать точных прогнозов — мы можем лишь видеть тренды.

Основной тренд сейчас — изменения. Человек должен быть адаптивным, готовым к изменениям.

Вам не нужно отлично разбираться в сотнях тысяч профессий. Лучше пусть ребёнок разберётся в себе, найдёт направление, которое ему интересно, и вуз, где это направление раскрывается.

Обратите внимание: сегодня задача высшего образования — не столько получение знаний (они слишком быстро устаревают), сколько вхождение в профессию. Погружение в среду, знакомства, контакты, понимание общих базовых принципов работы отрасли, практики, стажировки... Вот что ценно! А там уже ребёнок сам поймёт, какой именно он эколог, какой именно программист и т. д.

#
Меня не покидает мысль, что дочери не по силам то, что она выбрала. У неё слабая математика, не такой хороший рисунок... А она уверена, что станет архитектором, и готовится в самый престижный вуз с гигантским конкурсом. Я не смогу оплачивать её обучение (да и поступить-то она вряд ли сможет). Здесь мне тоже терпеть и смотреть, как она набивает шишки?

Дима

— Берёте ручку, листок бумаги и пишете максимально длинный и подробный список всего, чем вы можете ей помочь. Когда вам приходит в голову предательское «у неё ничего не получится» — гоните эту мысль куда подальше.

Не думайте, что вы можете помочь только оплатой образования. Ничего подобного! Укреплять, давать веру в себя, искать знакомых архитекторов, которые смогут дать ценные советы. Скачать бесплатные курсы по математике и черчению. Налить чаю, дать печенье, в конце концов! Радоваться за неё, любоваться тем, как она дерзает, и глотать слёзы умиления!

Если она не поступает — окей, вы переживёте это вместе. Но главным будет то, что вы прожили эти несколько месяцев или лет в счастливой совместной деятельности.

Евгения

— Поздравляю, вам крупно повезло! Ваша дочь знает, чего хочет. Для современного человека это немало. В вашем случае главное, чем вы можете помочь, это предложить продумать план Б. Спросите, а что будет, если в самый престижный вуз она всё-таки не поступит? Какие есть ещё варианты?

Сегодня после ЕГЭ можно подать документы в пять разных вузов на любые направления. А вот отговаривать от намеченного подростком плана я бы не стала. Целеустремлённость — такой драгоценный навык, не стоит его сбивать. Особенно если ребёнок как-то подкрепляет свои стремления действиями, пытается готовиться в вуз самостоятельно и т. д.

И всё-таки, давайте в процентах: сколько из ста в решении о будущей профессии должно принадлежать мне, а сколько — ребёнку?

Дима

— Ноль — сто. Понятно, если хотим тешить себя тем, что смогли проломить свою точку зрения, то можно наладить другое соотношение. Если вы на стороне ребёнка — помогайте ему отвечать за свои сто процентов выбора. Наша родительская роль — помогать и поддерживать, а не выбирать за ребёнка его профессию, работу и жизнь.

Евгения

— Вот интересно, именно с профессией вопрос ставится ребром. А попробовали бы вы задать подобный вопрос по поводу выбора спутника жизни для ребёнка? Или места жительства? Или цвета стен в спальне? Мы живём во времена мультикарьер. Трое из десяти россиян за последние 10 лет хотя бы раз меняли профессию. Мы живём в мире, где уметь выбирать гораздо важнее, чем однажды выбрать правильно. Стены в спальне можно перекрасить, работу можно поменять, даже сферу деятельности можно освоить новую.

Инструктор, вы на правильном пути!

Уверены, теперь вы сможете почувствовать, где проходит граница между вашей жизнью и жизнью вашего почти взрослого ребёнка.

Давайте покажем нашим «птенцам», на что они способны. Поможем им поверить в себя и осознать свои возможности. В следующем материале изучим роль родителей в самоопределении ребёнка.


Читать статью
Поделиться
Ссылка скопирована
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с сайтом информационной и психологической поддержки родителей Family Tree.

Это тоже будет полезно

Закрыть
Оцените качество статьи
Поделитесь, что вам больше всего понравилось из перечисленного, а что нужно улучшить?