Окружающая нас реальность такова, что даже самый продвинутый подросток сегодня не в состоянии решить задачу самоопределения без помощи близких взрослых. Почему?
Задача родителя — не поддаваться иллюзиям, что можно в раннем возрасте осознанно выбрать себе судьбу и род занятий, не увлечься идеей достигаторства, а вместо этого создать такие условия, в которых подросток сможет как можно раньше обнаружить в себе самые разные сильные стороны — чтобы ему было из чего выбирать себе ту самую судьбу и род занятий.
Для начала давайте примем как аксиому: таланты, способности, сильные стороны есть у каждого человека. Полных бездарностей не существует, как и людей с одним-единственным возможным призванием. Каждому из нас изначально предлагается больше одного «правильного» ответа на вопрос, в чём мы сильны и в чём можем достичь успеха.
В этом изучении своего потенциала нам интересен любой вид деятельности, сочетающий в себе комбо из двух условий: у тебя это получается и ты любишь этим заниматься.
Распространённая ошибка родителей — искать потенциал среди имён существительных. Сфера, направление, отрасль, профессия, офис, вуз... Это попытка мысленно поместить подростка в конкретную сферу или локацию, в которой ему будет комфортно. Между тем наш внутренний потенциал — это всегда про деятельность; это о том, что ты делаешь, а не где и при каких декорациях.
Не спрашивайте ребёнка, какой школьный предмет ему больше нравится и какую профессию он хочет получить. Лучше спросите, чем он любит заниматься, что ему приятно делать.
Например, ребёнок любит находить и исправлять ошибки. В сфере IT он найдёт себя как тестировщик, в любой проектной деятельности будет хорошим визионером, в филологии станет въедливым учёным, который не пропустит ни одной неточности ни в одной кандидатской работе.
Или он любит конструировать, придавать форму материи. С таким стремлением впору быть и архитектором, и промышленным дизайнером, и разработчиком, и стилистом по причёскам. И во всём этом будет чем заняться и будет куда расти.
1. Предложите подростку составить список занятий, которые доставляют ему особенное удовольствие. Попросите по возможности конкретизировать, что именно является самым приятным в каждом занятии.
Например:
Я люблю играть в театре, ходить в театральный кружок.
➜ Больше всего мне нравится предлагать свои идеи по постановке, и чтобы режиссёр соглашался и пробовал их применить.
➜ Больше всего люблю премьеры спектаклей, когда после спектакля мы все вместе разбираем, что получилось, а что нет.
➜ Мне нравится примерять разные образы, быть то старухой, то девочкой, то злой ведьмой, то принцессой.
Это — три совершенно разных вектора развития в рамках одного вида деятельности.
2. Теперь для каждого любимого занятия, названного подростком, попробуйте найти применение в трёх (а лучше пяти) других сферах. Например, в медицине, науке, маркетинге, IT-сфере.
Например:
«Люблю разбирать после спектакля, что получилось, а что нет» — роль визионера. В других сферах очень похожую деятельность осуществляет:
➜ в науке — руководитель проекта после проведённых экспериментов;
➜ в издательском деле — бильд-редактор, который выстраивает процесс выпуска книги;
➜ в маркетинге — аналитик, который по итогам рекламных кампаний оценивает эффективность того или иного рекламного канала, и т. д.
Родители часто путают потенциал со способностями (способность означает соблюдение лишь первого условия: у тебя получается). Пятёрка по математике, врождённая грамотность, строение тела, с которым очень удобно плавать, — это пока только способности, и у ребёнка может совсем не быть внутреннего желания их развивать.
Если ты родился в семье математиков и тебе с детства вместо мультиков подсовывали задачки — вряд ли ты будешь плохо разбираться в математике. У тебя будут способности, отличные условия для старта карьеры математика... Но получаешь ли ты удовольствие от занятий математикой? Вдохновляет ли тебя этот род деятельности? Если нет — скорее всего найдётся и другое дело, более достойное твоего внимания.
Вместе с подростком составьте список из десяти занятий, которые ему хорошо удаются.
Затем попросите подростка самостоятельно оценить по 10-балльной шкале, насколько каждое из этих занятий его вдохновляет, приносит удовольствие.
Попробуйте, не видя ответы ребёнка, сами оценить, насколько каждое из занятий ему нравится, а затем сравните ваши оценки.
Перфекционизм — враг нашего развития. Идея о том, что если ты в чём-то хорош, то должен стремиться стать в этом лучшим, значительно повышает риски любой деятельности. Иными словами, ожидание безупречного, идеального результата скорее губит талант, чем даёт ему раскрыться. Постарайтесь сохранить ощущение, что жизнь — экспериментальная площадка, где что-то может удастся лучше, что-то хуже, и это нормально: неудачи не отменяют наших способностей, а успехи не определяют на сто процентов реализацию внутреннего потенциала.
1. Не пытайтесь сделать за ребёнка его работу
«да ты же прирождённый артист», «я вижу, что твой путь — наука», «просто жалко, если твой художественный вкус пропадёт без дела» — это выражения, которые желательно как можно дольше оставлять при себе. Для подростка слова родителей всегда ярко маркированы: либо ты свято веришь в их истинность (даже если сам о себе думаешь несколько иначе), либо готов спорить с ними до хрипоты (даже если в душе согласен).
2. Откажитесь от идеи все понять про своего ребёнка
Никакого человека в жизни нельзя понять раз и навсегда: мы же постоянно меняемся! Пятёрка по математике не означает, что ваш ребёнок — прирождённый математик. Так же, как и двойка по химии не значит, что ребёнку химфак не светит. Может быть, сейчас и не светит, но в ближайшей перспективе всё может измениться. Наш потенциал всегда больше, чем какие-то вещественные доказательства вроде оценок, грамот, побед или поражений.
3. Позвольте ребёнку найти себе значимых других
Родитель — очень важный человек в жизни почти взрослого ребёнка, ключевой игрок в становлении его личности. Но роль родителя зачастую так чётко маркирована, что иной раз нам нужно исключить её влияние, чтобы принять и понять какие-то важные идеи.
Вы не обязаны быть коучем своему ребёнку. Если ваши отношения не позволяют — не делайте, оставайтесь родителями. А кто-то другой пусть скажет ту же истину, что и вы, но подросток хотя бы услышит.
4. Отделите свой потенциал от потенциала ребёнка
Все наши нереализованные, не до конца раскрытые способности — наш личный багаж. Наших детей они не должны касаться. Поэтому лучшее, что может сделать родитель подростка для его самоопределения, — это заняться собой и реализовать собственный потенциал. Так у вас не будет искушения передать не сбывшиеся мечты детям, как некие долги.
5. Любуйтесь своим ребёнком
Отпустите ненадолго родительскую тревогу, снизьте значимость достижений, успехов и неуспехов — и просто полюбуйтесь на то, каким интересным человеком вырастает ваш ребёнок. Такое отношение — первый шаг к действительно равным партнёрским отношениям. А следующий шаг — открыто и честно выражать ту самую тревогу. Говоря об успехах, карьере, достижениях наших детей мы пытаемся быть деликатными и поэтому заходим издалека. Подростки сразу чувствуют, что предстоит неприятный разговор, и настораживаются. Так не лучше ли избавить его от стресса и сразу открыто и честно сказать: «Меня беспокоит твоё будущее. Мне хотелось бы знать, чем ты хотел бы заниматься по жизни» и т. п.
6. Не бойтесь разных сценариев
Например, очень часто родителей повергает в ужас сама идея о gap year — ситуации, когда ребёнок не поступает в вуз сразу после школы, а берёт год паузы. Между тем есть масса примеров, когда этот год позволял молодому человеку гораздо более осознанно подойти к выбору призвания и в конечном итоге найти именно то дело, которое сделает его счастливым.
Позвольте ребёнку приобрести опыт — даже негативный. В определённом смысле негативного опыта не существует: он в любом случае приносит позитивные эффекты.
7. Будьте рядом
Свобода выбора — это не то же самое, что оставить подростка один на один с ключевой задачей всей его жизни. Да, человек должен сам выбрать, чем заниматься. Но не надо думать, что ребёнок может справиться с этой задачей сам: это практически невозможно. Ему нужны ваши ресурсы:
Игры, практики, приложения — солидный арсенал для самопознания. Вашему подростку предстоит много интересного узнать о себе и своих талантах.
Кажется, с самоопределением мы разобрались. Впереди — много практических упражнений, после которых и вы, и ваш подросток будете приятно удивлены.
Ну а нам, дорогой инструктор, пора переходить к другому важному этапу — к достижениям и мотивации. Ведь если по-настоящему не захочешь, ни за что не «полетишь»!
Что делать, если ребёнок ничего не хочет?